NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionHenri Matisse  Arums, irises et mimosas (vase bleu avec des fleurs sur une nappe bleue)

Henri Matisse
Arums, irises et mimosas (vase bleu avec des fleurs sur une nappe bleue)
1913
Huile sur toile
146,7 x 97,7 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

1918, de la collection de S. I. Stchoukine


Inv.: Ж-3303

Inv. GMNZI: 125

Description
Arums, irises et mimosas (vase bleu avec des fleurs sur une nappe bleue)Arums, irises et mimosas (vase bleu avec des fleurs sur une nappe bleue)
Henri Matisse
Arums, irises et mimosas (vase bleu avec des fleurs sur une nappe bleue)
Увеличить

Исполненные художником под впечатлением от яркой и выразительной местной флоры, «Арумы, ирисы и мимоза» — своего рода завершение импровизированной цветочной сюиты, созданной Матиссом в Марокко. Мастер работал над полотном в Танжере, в отеле «Вилла де Франс», где он получил отдельную комнату для занятий живописью. В отличие от полотен, в которых столь велика роль захватившего Матисса солнечного света Северной Африки, «Арумы, ирисы и мимоза» построены на тонких переходах синего и зеленого цветов, которые подчеркивают эффекты мягкого интерьерного освещения. Драпировки с цветочным орнаментом активно участвуют в композиции картины, концентрируя внимание на чуть «опрокинутом» на зрителя и почти дематериализованном столике с вазой. Подчеркивая «арабесковость» живописи Матисса, русский критик Петр Перцов писал: «Уроженец Запада, Матисс смотрит на мир глазами восточного человека, как на царство чистой живописности, — на свободный разбег красок, которые не заключены <…> в рамках определенного предмета, а существуют сами по себе, стремясь в своей непрерывной текучести охватить возможно большее пространство…»
Несомненно, работая над произведением, Матисс планировал развить ансамбль, созданный им чуть более года назад в Розовой гостиной дома С.И. Щукина. Уже летом 1912 года меценат приобрел для него «Красных рыб» (ГМИИ) и, вероятно, договорился о заказе парной им композиции. Об этом Щукин напомнил Матиссу в письме в августе того же года. Однако ожидание затянулось, и «пандан», а вернее, даже два дополнения были готовы лишь к весне 1913 года. В сходном с «Красными рыбами» формате Матисс создал два натюрморта: «Букет цветов. Каллы» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Арумы, ирисы и мимоза». Причем первый скорее всего выступил в качестве эскиза для второго.

Ал.П.